суббота, 22 января 2011 г.

Представлен проект «выстреливания» космических кораблей

Инженеры Национального управления США по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА) разработали механизм запуска аппаратов, включающий разгон с помощью «рельсовой пушки» и набор высоты посредством гиперзвукового двигателя.

В основе предлагаемого стартового комплекса заложена старая идея рельсотрона (рейлгана) — ускорителя масс, представляющего собой электропроводные рельсы, по которым направляется аппарат. Ускорение происходит под действием возбуждаемого в рельсах магнитного поля.

Используемый в данном случае линейный двигатель мощностью 240 тыс. л. с. (почти 180 МВт) способен на участке в 3,2 км разогнать космический корабль до скорости в 1,5 Маха (1 770 км/ч) меньше, чем за минуту. Создаваемая при этом перегрузка не превышает 3g, а это значит, что полёты будут пилотируемыми.

На втором этапе разгона включается гибридный сверхзвуковой/гиперзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель (ПВРД), благодаря которому аппарат сможет достичь скорости, в 10 раз превышающей скорость звука. На высоте около 60 км, где недостаточно воздуха для создания реактивной тяги, ПВРД отсоединится. Конструкция позволит двигателю самостоятельно снизиться и возвратиться на исходную точку.

Непосредственно на орбиту корабль выведут ракетные двигатели. Завершив миссию (к примеру, доставив груз), он сможет вернуться на Землю. Уже через сутки можно осуществлять повторный запуск.

Затраты на проект оцениваются примерно в $1 млрд. Стоимость каждого запуска будет существенно ниже, чем для шаттлов за счёт экономии на ракетном топливе. Кроме того, подобная система позволяет запускать разнородные аппараты за короткий промежуток времени. Наконец, она не так опасна для астронавтов.

Из всех ныне существующих технологий запуска в космос без использования ракет-носителей эта наиболее проработана, считает один из участников проекта, физик из Космического центра Кеннеди Стэн Старр.

Отдельные части системы уже разрабатываются: ВМФ США тестирует рейлган (правда, в качестве корабельного оружия), а компании Boeing и Pratt & Whitney Rocketdyne совершенствуют технологию ПВРД на беспилотных летательных аппаратах (таких как X-51). Все необходимые испытания можно провести в ближайшие 10 лет, полагают специалисты.

В то же время, НАСА пока не намерено отказываться от традиционных способов доставки на орбиту. Сейчас ведомство рассматривает проект создания мини-шаттлов, не закрывая дверь другим программам запуска с использованием ракет-носителей.


http://science.compulenta.ru/583749/

Комментариев нет:

Отправить комментарий